«Это выглядит пугающим». Цензура, культ личности и тотальный контроль: как живут в самой закрытой стране мира?
28.08.2025 21:02

Границы страны закрыты, а выезд из нее возможен только с особым разрешением. Все граждане обязаны проявлять любовь и верность правящему семейству, в противном случае им грозит заключение или даже смертная казнь. Эта система была создана основателем Северной Кореи Ким Ир Сеном, который сумел установить один из самых стабильных диктаторских режимов в мире.
Но каким образом Ким Ир Сену удалось построить такую мощную и контролирующую систему управления? Почему миллионы людей продолжают почитать его почти как бога? Ответы на эти вопросы предлагает историк-кореевед Федор Тертицкий в книге «Ким Ир Сен: Вождь по воле случая». Эта книга раскрывает тайны и механизмы, которые лежат в основе диктаторского режима в Северной Корее и помогают понять, каким образом такая система продолжает существовать до сегодняшнего дня.С момента появления в 1956 году и до 1967 года, процессы, происходившие в стране, постепенно привели к установлению тоталитарного режима под руководством Ким Ир Сена. В 1967 году он ввел в жизнь систему единомыслия, которая стала основой нового порядка. Этот термин звучит угрожающе, и не случайно. Суть системы единомыслия заключалась в том, что идеи вождя должны были проникать в каждый аспект жизни граждан, а любое отклонение от них было карательно подавлено. Это был шаг к полному контролю и подавлению любых проявлений неподдельного мнения.Система единомыслия, объявленная в марте 1967 года, стала символом абсолютной власти Ким Ир Сена и его стремления к установлению диктатуры идеологии. Она означала, что все аспекты жизни населения, начиная от политики и заканчивая повседневными делами, должны были соответствовать утвержденным идеям вождя. Это был переход к полному контролю над мыслями и действиями граждан, и любое отклонение от установленных рамок было рассматриваемо как предательство и наказывалось строго.Таким образом, система единомыслия стала главным инструментом Ким Ир Сена для поддержания своей диктатуры и подавления любых проявлений независимости мышления. Она установила жесткий контроль над обществом и привела к полному подчинению граждан воле вождя, лишая их свободы выражения собственных убеждений.В 1965 году ранняя версия культа была успешно протестирована в Ассоциации северокорейских граждан в Японии, где начались первые проявления поклонения лидеру с необычайной страстью. Этот феномен быстро распространился и в 1967 году достиг родины вождя - Северной Кореи.Имя Ким Ир Сен стало священным в КНДР, проникая в каждый аспект жизни обычных граждан. В 1974 году было дано указание всем людям с именем Ким Ир Сен изменить его. Теперь при упоминании имени вождя в письменной форме или в печати обязательно использовался особый шрифт - жирный или увеличенный по размеру, чтобы подчеркнуть его важность и священность.Даже корейская грамматика была изменена в Пхеньяне в соответствии с культом личности, чтобы обеспечить доминирование вождя в предложениях. Теперь в прессе можно было встретить такие формулировки, как "О Великого Вождя товарища Ким Ир Сена бессмертных классических работах газеты, журналы и СМИ разных стран сообщили". Это свидетельствует о том, насколько глубоко проник культ личности в язык и письменность страны.Например, название главного северокорейского университета теперь записывалось только как «Университет имени Ким Ир Сена», а ни в коем случае не как «Университет имени Ким Ир Сена». Если человеку требовалось вычеркнуть предложение, содержащее имя вождя, то само имя вычеркивать было нельзя. Вместо этого его следовало поместить в рамку с закорючкой рядом, которая показывала, что имя было написано по ошибке. Эти меры были приняты для подчеркивания важности и священности имени вождя в глазах населения.Такие манипуляции с языком и грамматикой являются ярким примером того, как режим в Северной Корее стремится контролировать и формировать общественное сознание через манипуляции с информацией и языком. В результате обычные люди становятся заложниками культа личности и вынуждены подчиняться его правилам даже в повседневной жизни.Имя Кима Ир Сена оказало значительное влияние на образование в КНДР. В школах Северной Кореи ученики начинали изучение китайских иероглифов с символов «золото», «солнце» и «становиться», которые вместе составляли имя вождя. Это стало частью культа личности и способом почитания Кима Ир Сена. В то время как в Южной Корее первыми изучаемыми иероглифами были простые числа.Другим важным аспектом культа личности была титулатура вождя. Ким Ир Сену присваивали множество титулов, которые обязательно упоминались при обращении к нему. Это служило еще одним способом подчеркнуть его власть и авторитет в стране.В северокорейской истории можно найти множество титулов, используемых для обозначения лидера страны. Самым частоупотребимым из них был «Великий Вождь», или, как писали в 1970-х, — «Великий Вождь революции». Вторым по употребимости был «Уважаемый и любимый вождь». Конечно, в северокорейских текстах можно было встретить и множество других — «Великий Маршал», «несравненно гениальный человек», «Солнце нации» (тут можно заметить, что Ир Сен, Становящийся Солнцем, в каком-то смысле действительно им стал).Интересно, что самым длинным и пафосным из титулов Кима, из всех, когда-либо употребленных в северокорейской печати, был следующий:"Великий Вождь, несравненно гениальный человек, Солнце нации и Великий Маршал, Уважаемый и любимый вождь, Ир Сен, Становящийся Солнцем."Эти титулы отражали культ личности, созданный вокруг Ким Ир Сена и продолжаемый в северокорейской политике и идеологии до сегодняшних дней.Имя Ким Ир Сена в большинстве случаев нельзя было произносить без соответствующего титула, что являлось обязательным в севернокорейском обществе. Например, в Большой корейской энциклопедии биография вождя стояла на первом месте, вне зависимости от алфавитного порядка, подчеркивая важность его роли. Статьи, посвященные другим аспектам жизни Ким Ир Сена, начинались не с его фамилии, а с титула "Великий Вождь", что отражало особую поклонение и уважение к нему в стране.В советской традиции собрания сочинений Ким Ир Сена назывались просто "Избранные работы" или "Полное собрание сочинений", что было редким исключением из общего правила обязательного упоминания титула. Этот факт говорит о том, что имя вождя было особенно почитаемо и защищено в обществе. Даже в энциклопедиях и справочниках, выпущенных в КНДР, имя Ким Ир Сена всегда сопровождалось его титулом, подчеркивая его высокий статус и авторитет.В КНДР день рождения Ким Ир Сена, 15 апреля, был особенным событием, которое занимало центральное место в календаре страны. Люди получали от государства особые подарки, начиная от сладостей и заканчивая дорогой бытовой техникой, такой как холодильники или телевизоры. Военное производство часто ускорялось перед этой датой, чтобы 15 апреля стало не только праздником для Ким Ир Сена, но и поводом для повышения в звании генералов.Интересный факт заключается в том, что рождение Ким Ир Сена в 1912 году привело к тому, что традиционный китайский календарь с животными был полностью исключен из северокорейской культуры. Появилась простая причина - 1912 год был годом Крысы, что не соответствовало новому лидеру страны и его культу личности.Таким образом, день рождения Ким Ир Сена стал не только символом празднования, но и поводом для изменений в культурной сфере КНДР, отражающих влияние личности лидера на общественные традиции и ритуалы.В КНДР началось массовое производство портретов Ким Ир Сена, которые стали символом поклонения и почитания. Статус сакрального объекта немедленно присваивался каждому из них. Только художники с особым статусом «Номер Один» имели право изображать лидера. Портреты обязательно вывешивались на специально отведенной стене в каждом доме или квартире, где запрещалось размещать что-либо еще. Но это было только начало: портреты Ким Ир Сена стали неотъемлемой частью повседневной жизни граждан КНДР, встречаясь им повсюду — от рабочих кабинетов до вагонов метро и улиц.Портрет Маршала-Отца в Северной Корее был не просто изображением, а символом благодарности и почитания, который должен был присутствовать в повседневной жизни каждого гражданина. Каждый акт благодарности или почитания в стране был сопровожден поклоном перед портретом, будь то завтрак в школе, выписка из больницы или участие в выборах. Даже воры в стране не рисковали красть эти портреты, так как знали, что за такое нарушение последует смертная казнь. Пропаганда Северной Кореи столкнулась с проблемой, связанной с внешним видом вождя, так как портреты должны были идеализировать его образ, что могло привести к недостоверному представлению о нем.Важно отметить, что жировик на затылке Ким Ир Сена имел генетическую предрасположенность к возникновению, так как у его внука Ким Чен Ына также была подобная опухоль. Хотя опухоль не представляла опасности для здоровья лидера и не вызывала ему физического дискомфорта, она все же вызывала недовольство своим внешним видом. Поэтому на всех официальных портретах Ким Ир Сена жировик был ретуширован или скрыт при фотографировании. Несмотря на то, что опухоль не была заметна на фотографиях, она оставалась частью истории семьи Ким.С начала советской администрации в Северной Корее начали появляться статуи Великого Вождя Ким Ир Сена. Эти статуи стали символом культа личности и поклонения народа вождю. На самой крупной банкноте северокорейской воны выпуска 1979 года изображен был Великий Вождь товарищ Ким Ир Сен, сопровождаемый надписью, восхваляющей его как «гения революции, солнце нации, легендарного героя». Эта надпись была размещена прямо под портретом Ким Ир Сена.Еще одним аспектом культа личности стали статуи вождя, которые стали неотъемлемой частью городского пейзажа Северной Кореи. Со временем количество статуй увеличивалось, и каждая из них становилась объектом поклонения и почитания со стороны местных жителей. Требовалось регулярно кланяться перед статуями и приносить им цветы, демонстрируя преданность к лидеру страны.В начале 1950-х годов Ким Ир Сен начал активно практиковать "руководство на местах", что привело к тому, что каждое его посещение стало событием исторического значения. Все высказывания вождя были тщательно записаны и использовались для разработки плана действий по его указаниям. Этот план становился основным документом, определяющим работу объекта, посещенного Ким Ир Сеном. Табличка с надписью о том, что Великий Вождь осуществил здесь "руководство на месте", крепилась на парадной двери.С течением времени практика "руководства на месте" стала неотъемлемой частью политической культуры страны. Все слова и указания Ким Ир Сена тщательно изучались и выполнялись с особым рвением. Это создавало атмосферу постоянного контроля и подчинения.Каждое новое посещение вождя становилось событием, на которое организация готовилась заранее, чтобы продемонстрировать свою преданность и лояльность. После таких визитов объекты превращались в своего рода святыни, отмеченные признанием Великого Вождя.Специальные мероприятия и идеологические собрания всегда сопровождали посещения Ким Ир Сена объектов, которые он «руководил». Каждое посещение вождя считалось особым событием, и его годовщины отмечались как важные памятные даты. Важно отметить, что не только само посещение объекта было значимо, но и отчеты о выполнении указаний вождя, подготовленные участниками мероприятий, играли важную роль в идеологической работе.Если августейший визит был уже не первым, табличку обновляли. Не только само посещение Ким Ир Сеном объекта, но и его годовщины считались особыми памятными датами, в которые проводились идеологические собрания, а их участники готовили отчеты о процессе выполнения указаний вождя. Кроме того, прессе было отдано указание вообще не сообщать о визитах других чиновников на места — освещаться должны были только посещения, совершенные Вождем-Отцом. Если вождь «руководил» несекретным объектом, то о его визите вскоре сообщали центральные и местные газеты на своих первых полосах.В руководстве Центральной военной комиссии ТПК было указано, что в случае войны необходимо спасать предметы культа, перенося их в специальные бомбоубежища под названием «комнаты почтения». Эти комнаты служили для хранения священных объектов, к которым прикасался вождь. Каждый предмет, касавшийся рук вождя, приобретал особый статус и подлежал особой охране. Например, стулья и скамейки, на которых сидел Ким Ир Сен, становились недоступными для других граждан. Этот культ личности и поклонение вождю достигали таких масштабов, что предметы, соприкасавшиеся с ним, считались священными и ценными для государства.В КНДР эпохи системы единомыслия культ Ким Ир Сена проникал во все сферы жизни народа. Не только политические мероприятия, но и научные и спортивные события были пропитаны почитанием к вождю. Например, в каждой научной статье обязательно присутствовала цитата из работ Ким Ир Сена, даже если сама статья не имела к ним никакого отношения. Это свидетельствовало о том, что власть и идеология проникали в самые глубины общества.Спортсмены КНДР были обязаны при любом успехе вспоминать о мудром руководстве Маршала-Отца, приписывая свои победы именно ему. Это создавало образ идеального лидера, чье влияние простирается даже на результаты спортивных соревнований. Актерам, сыгравшим роль Ким Ир Сена, запрещалось после этого исполнять любые другие роли, что подчеркивало особое значение и святость образа вождя в глазах общества.В стране, где культ личности Великого Вождя стоит выше всего, даже актеры, сыгравшие в фильмах, не могли рассчитывать на упоминание своих имен в титрах. Их имена вычеркивались, чтобы не смешивать их с именем вождя. Эти актеры, чьи имена остаются тайной, становились невидимыми в глазах общества. По слухам, одного из них звали Кан Док, но подтвердить это невозможно на данный момент.Помимо этого, каждый гражданин КНДР обязан был участвовать в идеологических собраниях несколько раз в неделю. Главной темой этих собраний было прославление Великого Вождя. Отказаться от участия в таких мероприятиях могли лишь дети, пожилые люди и заключенные. Участие в этих собраниях было обязательным и считалось выражением преданности идеалам режима.Тема величия Ким Ир Сена пронизывает все аспекты жизни в Северной Корее, становясь центральной и самой важной в публикациях страны. Уже в 1972 году был учрежден орден Ким Ир Сена, который стал самой престижной наградой, превосходящей даже звание Героя КНДР. Центральная площадь Пхеньяна, построенная после войны, с самого начала носила имя Ким Ир Сена, подчеркивая его важность и влияние.Необходимо также учитывать экономический аспект культа личности. Поддержание культа требует значительных затрат, особенно для экономически уязвимой страны, какой является Северная Корея. Производство и уход за памятниками, портретами и другими атрибутами культа требуют значительных финансовых ресурсов. Время, которое население тратит на участие в идеологических мероприятиях, отнимает у них часы рабочего времени или отдыха, оказывая влияние на общую производительность и благосостояние общества.С начала 1967 года культ Ким Ир Сена начал распространяться по всем сферам жизни в КНДР, становясь не просто отражением эго вождя, а центральной частью общества. Этот культ поглотил и подчинил себе не только экономику и повседневную жизнь, но и культуру, образование, историческую науку и даже военную службу. В результате, если попросить описать КНДР одним предложением, можно сказать, что это "страна культа Ким Ир Сена", где его личность и учения играют определяющую роль в жизни граждан.Источник и фото - lenta.ru