Названы главные риски для Северного морского пути
09.06.2025 15:07

В 2018 году отправление судна Venta Maersk из Владивостока в Санкт-Петербург считалось знаком предстоящих изменений, поскольку это было первое контейнерное судно, двигавшееся из Азии в Европу через Северный морской путь. Предполагалось, что с увеличением температуры в Арктике и уменьшением ледового покрова экономия времени и ресурсов сделает такие перевозки более распространенными. Однако спустя семь лет Venta Maersk остается единственным судном крупной международной контейнерной линии, которое использовало данный маршрут.
В 2024 году, согласно данным Росатома, перевозка грузов по Севморпути составила всего три миллиона тонн, что оказалось крайне незначительным объемом в сравнении с 1,57 миллиарда тонн грузов и 26 тысячами 434 рейсами через Суэцкий канал в 2023 году. Эксперт в области морской логистики, директор лондонской консалтинговой компании Maritime Strategies International Дэниел Ричардс, отмечает, что использованию северного маршрута мешают геополитические риски, и контейнерные судоходные компании обычно избегают подобных рисков. Согласно мнению Ричардса, перспективы изменения ситуации в будущем крайне малы.По мнению директора порта Киркенеса Терье Йоргенсена, регион имеет потенциал стать ключевым торговым маршрутом благодаря своему географическому положению. Согласно его словам, Севморпуть представляет собой значительно более эффективный путь для доставки товаров из Азии в Европу, чем другие маршруты. Например, расстояние от японского порта Йокогама до российского порта Мурманск через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, в то время как через Северный морской путь - всего 5 770 морских миль.Эксперт утверждает, что использование Северного морского пути может значительно сократить время и расходы на доставку грузов из Азии в Европу. При этом, помимо экономических выгод, такой маршрут также обладает стратегическим значением, учитывая современные геополитические реалии.Таким образом, развитие Северного морского пути может стать ключевым фактором в укреплении торговых связей между Азией и Европой, а также способствовать развитию арктического региона и его инфраструктуры.В начале осени прошлого года глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев подчеркнул, что санкционное давление оказывает значительное влияние на темпы роста перевозок по Северному морскому пути. Этот фактор становится одной из главных проблем, с которыми сталкиваются участники международной торговли в регионе.Согласно Лихачеву, санкции создают дополнительные сложности для развития транспортной инфраструктуры и препятствуют расширению логистических возможностей в Арктике. Это замедляет не только экономический рост, но и развитие сотрудничества между странами, заинтересованными в использовании Северного морского пути.Помимо санкций, Лихачев также отметил необходимость поиска альтернативных путей развития морских перевозок в рамках Арктического региона. Стратегическое планирование и сотрудничество могут способствовать преодолению препятствий и обеспечению устойчивого развития транспортной инфраструктуры в этом стратегически важном регионе.Источник и фото - lenta.ru