Названы три основных изменения в системе высшего образования России
В интервью для «Ленты.ру» он выделил три ключевых параметра, которые будут пересмотрены.
Один из основных изменений, о котором говорит депутат, — это переход от базовой ступени высшего образования продолжительностью от четырех до шести лет. Это означает отказ от бакалавриата в пользу специалитета или, как предлагает министр, просто высшего образования.
Дополнительно к этим изменениям, Смолин подчеркнул необходимость пересмотра программ обучения и акцентирования внимания на практических навыках студентов. Важным шагом также станет укрепление связей между университетами и работодателями для более эффективной подготовки специалистов.
Одним из ключевых изменений в сфере образования является более точное определение направлений обучения, как пояснил депутат.
Важно отметить, что специализированное высшее образование, предлагаемое второй позицией, направлено на связь магистратуры с предыдущим базовым образованием. Например, человек, обучившийся по юридической специальности, может выбрать магистратуру по гражданскому праву. Это позволяет более глубоко специализироваться в выбранной области и развивать профессиональные навыки.
Депутат подчеркнул важность совместимости базового и специализированного образования. Например, человек, получивший степень экономиста, может выбрать магистратуру по журналистике, если его интересует экономическая тематика. Это позволит ему глубже понимать экономические процессы и успешно применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.
В последнем выступлении депутат заявил о планируемых изменениях в формате обучения аспирантов. Однако подробности этих изменений будут доступны лишь после публикации законопроекта. Кроме того, важным аспектом является выведение аспирантуры из системы высшего образования в отдельную ступень профессионального образования. Это связано с изменениями в подходе к программам аспирантуры, вызванными введением Федерального закона №273 и принятием Болонской системы.
Новые исследования показывают, что аспиранты вместо того, чтобы углубляться в науку, склонны продолжать обучение. Это вызывает обеспокоенность среди специалистов, которые призывают вернуться к системе, где аспиранты в первую очередь занимались бы научными исследованиями. В прежнем законе это называлось послевузовским образованием», — отметил один из экспертов.
Согласно информации из Министерства науки и высшего образования, российские вузы перейдут на новую систему обучения с 1 сентября 2026 года. Планируется, что к этой дате будут разработаны и утверждены все необходимые правовые акты. Студенты, обучающиеся по старой системе, смогут завершить образование по начатой программе, не затрагиваемой изменениями. Переход на новую систему обусловлен выходом России из Болонской системы в 2022 году.
Новая система обучения предполагает более глубокое вовлечение аспирантов в научные исследования, что должно способствовать развитию научной сферы и повышению качества образования в целом. Возвращение к укоренившимся традициям послевузовского образования может стать ключевым шагом к формированию высококвалифицированных специалистов и привнесению новых открытий в научное сообщество.
Источник и фото - lenta.ru