29.10.2024 14:46 52
«Очень низенькие темпы». Крупные компании столкнулись с кризисом импортозамещения. В чем проблемы?
Кризис импортозамещения в России оказывает серьезное воздействие на крупные компании.
Они сталкиваются с проблемой замены иностранных поставщиков оборудования на отечественных производителей. Постепенно осознавая сложность этого процесса, они вынуждены искать аналоги и альтернативы.
В результате, многие компании все еще вынуждены закупать необходимые товары за рубежом через посредников. Особенно сложно в этом плане авторынку, где импортозамещение сталкивается с особыми трудностями.О кризисе импортозамещения стало известно из опроса директоров по закупкам почти 60 крупных компаний из различных отраслей. Особенно затронуты металлургическая, нефтегазовая и строительная сферы. Результаты опроса, опубликованные в «Ведомостях», подчеркивают серьезность проблемы и необходимость поиска решений.В современном мире все больше компаний сталкиваются с проблемами в логистике, трансграничных платежах и отказах партнеров-поставщиков. Исполнительный директор практики по повышению эффективности закупок «Тедо» Денис Бельский подчеркивает, что эти проблемы становятся все более острой и актуальной для российских компаний.Основные проблемы, о которых говорит Денис Бельский, связаны не только с усложнением и удорожанием логистики, но и с изменениями в каналах поставки товаров. Сегодня большая часть закупок российских компаний приходится на страны Восточной Азии, такие как Китай, Индия, а также через Турцию, Сербию и ОАЭ.Эти изменения в мировой торговле требуют от компаний не только адаптации к новым условиям, но и поиска новых стратегий ведения бизнеса. Необходимо учитывать не только экономические, но и политические факторы, влияющие на международные закупки и поставки товаров. Важно также развивать гибкость и готовность к быстрым изменениям на рынке, чтобы успешно конкурировать и поддерживать стабильность в бизнесе.В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) сделали свой анализ уровня импортозамещения в разных секторах. По словам руководителя направления анализа Владимира Сальникова, он основывался на соотношении импорта и валовой добавленной стоимости.При этом, эксперт Бельский добавляет, что множество компаний до сих пор полагаются на временные меры, такие как покупка недоступных в России запчастей и компонентов в странах, которые ведут посредническую торговлю. Однако, для полного решения проблем необходимо, чтобы все компании во всех отраслях провели ощутимый прогресс по локализации и работе с аналогами.Важно отметить, что эффективное импортозамещение требует не только замены импортных товаров на отечественные, но и развития собственного производства, чтобы обеспечить стабильное снабжение рынка и повысить конкурентоспособность отечественных компаний. В этом контексте, стратегическое планирование и инвестиции в технологические процессы играют ключевую роль в достижении целей по импортозамещению.Тема импортозамещения в российской экономике становится все более актуальной. В прошлом году, в 2023 году, отчетливо выделялись отрасли, которые успешно справлялись с этой задачей. Резиновые и пластмассовые изделия, бумага, электрооборудование и фармацевтика показали лучшие результаты. Однако автомобильная промышленность столкнулась с серьезными трудностями. Согласно высказыванию эксперта, этой отрасли потребуется значительное время для адаптации к новым условиям.Одним из ключевых аспектов, на который указывает вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова, является проблема рентабельности в контексте импортозамещения. Наличие необходимых ресурсов и производственных мощностей само по себе не гарантирует спроса на продукцию и, как следствие, прибыльности предприятия. Создание компании с учетом конкретных задач импортозамещения может столкнуться с финансовыми трудностями и длительным периодом окупаемости.Таким образом, процесс импортозамещения требует не только технической и производственной подготовки, но и глубокого анализа рынка, потребностей потребителей и финансовой устойчивости предприятий. Важно учитывать все аспекты бизнеса и рыночной конкуренции для успешной реализации стратегии импортозамещения.Эксперт отмечает, что для решения данной проблемы необходимо не только упростить процесс импортозамещения, но и создать эффективную систему информационного взаимодействия. По ее мнению, важно разработать специальную платформу, которая позволит предприятиям получать оперативную информацию о наличии необходимого производства в стране в режиме реального времени.Как сообщают «Ведомости», крупнейшие отечественные предприятия, опрошенные изданием, не подтвердили наличие трудностей с импортозамещением. Например, компания «Трансмашхолдинг» отметила, что успешно нашла поставщиков и заменила импортные детали российскими аналогами или деталями из других стран. Они также уточнили, что за три года было замещено более 5000 запчастей для производства электропоездов и тепловозов.Эффективное внедрение системы информационного взаимодействия между предприятиями и заказчиками может значительно упростить процесс импортозамещения и способствовать развитию отечественного производства. Важно продолжать работу над улучшением этой системы и обмениваться опытом между компаниями для достижения наилучших результатов в сфере замещения импортных товаров.Вопрос импортозамещения в России становится все более актуальным и требует постоянной работы над собственными технологиями. Как отметили представители «Ростеха», госкорпорация успешно справляется с вызовами, но признают, что требуется больше усилий для разработки и внедрения новых технологий.Представитель компании «Транснефть» подчеркнул, что проблема замены импортного оборудования на отечественное почти решена благодаря активному развитию российского производства. Степень использования отечественного оборудования в компании достигла 98 процентов, что свидетельствует о положительной динамике в этой сфере.Однако, несмотря на положительные результаты, важно продолжать инвестировать в научные исследования и разработки, чтобы обеспечить стабильное развитие отечественного производства и укрепить позиции на рынке. Развитие отечественных технологий и производства играет ключевую роль в обеспечении экономической безопасности страны и уменьшении зависимости от импорта.В свете растущей цифровизации и важности кибербезопасности, представитель РЖД поделился информацией о стратегии компании по замене иностранного программного обеспечения на отечественное. Он отметил, что, несмотря на усилия, многие российские разработки пока не соответствуют требованиям крупных корпораций. В связи с этим, компания приняла решение о начале собственного развития необходимых систем. Однако, переход на российское ПО не всегда проходит гладко, и многие предложения оказываются недостаточно конкурентоспособными. Представитель РЖД подчеркнул, что важно не только заменить иностранные технологии, но и обеспечить их высокое качество и безопасность для бизнеса. Важным шагом в обеспечении информационной безопасности является разработка собственных систем, способных эффективно защищать данные и обеспечивать бесперебойную работу компании. РЖД активно работает над этим направлением, стремясь к самодостаточности и независимости в цифровой сфере.Источник и фото - lenta.ru