Россия оказалась на грани топливного кризиса. Что происходит с ценами на бензин?
22.08.2025 14:23

Продление запрета на экспорт, ранее эффективная мера для российского правительства, на этот раз оказалось не столь эффективным, приведя лишь к ограниченному снижению цен на топливо. С 28 июля по 1 августа цены на Аи-92 снизились на бирже всего на 1,1 процента, а на Аи-95 — на 0,4 процента. Однако после этого небольшого падения, цены снова начали стремительно расти.
Своеобразным прологом к возможному началу полномасштабного кризиса стали новости о резком снижении экспорта российского бензина. Это вызвало обеспокоенность в экономических кругах и среди населения, усугубляя уже сложную ситуацию на рынке топлива. Подобные события могут иметь серьезные последствия для экономики страны и повлиять на жизнь обычных граждан. Возможно, необходимо будет принять дополнительные меры для стабилизации ситуации и предотвращения дальнейшего ухудшения экономической обстановки.Эксперты отмечают, что в мае текущего года объем поставок нефтепродуктов сократился до 133 тысяч тонн, что на 50% меньше, чем годом ранее. В сравнении с апрелем поставки упали в три раза. Эксперты связывают это сильным рублем, который снижает доходы экспортеров и уменьшает объемы переработки. Параллельно с этим стало известно, что с мая по июнь текущего года цены на бензин Аи-92 на бирже выросли на 4,5%, достигнув отметки в 58 739 рублей за тонну. Цены на бензин Аи-95 также поднялись на 0,84%. Эксперты считают, что рост цен связан с увеличением числа китайских автомобилей на рынке.Новые торги на Петербургской бирже продолжают приносить плохие новости, вызванные увеличением цен на топливо. В пятницу, 20 июня, цены на марку Аи-92 достигли 64 тысяч 166 рублей за тонну, а на Аи-95 — 67 тысяч 133 рублей. Это вызвало усиливающееся напряжение, и власти начали обсуждать возможный полный запрет на экспорт топлива до конца октября. Правительство уже заявило, что рассматривает эту идею.Одновременно с этим, Минэнерго утверждает, что в России достаточно запасов топлива для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Несмотря на это, ситуация на бирже остается напряженной, и решения о дальнейших шагах будут приниматься в ближайшее время. Возможные ограничения на экспорт топлива могут повлиять на рыночные условия и цены на нефтепродукты.Эксперты по энергетике утверждают, что в стране возможен дефицит бензина и дизельного топлива, хотя ведомство отказывается признавать этот факт и называет ситуацию стабильной. Несмотря на оптимистичные заявления, стоимость топлива продолжает расти. Неделю спустя после официального заявления о стабильности, цены на Аи-92 и Аи-95 достигли новых максимумов с начала года. Аи-95 подорожал до уровня выше 70 тысяч рублей за тонну, а Аи-92 стал дороже 64 тысяч 802 рубля. Это самые высокие цены сентября 2023 года.Помимо заявлений министерства энергетики о невозможности введения полного запрета на вывоз топлива, появилась информация о возможном принятии такого решения правительством в случае дальнейшего ухудшения ситуации на рынке. Неопределенность вокруг биржевых цен на топливо продолжает вызывать обеспокоенность среди экспертов и потребителей.В свете недавних событий, когда цены на бензин достигли новых рекордов, правительство России приняло решение о полном запрете вывоза горючего из страны до 31 августа 2025 года. Вице-премьер Александр Новак заявил, что окончательное решение будет принято в ближайшие дни. Однако в Госдуме возникли сомнения относительно эффективности таких мер. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный выразил мнение, что запрет на экспорт не приведет к снижению цен на заправках.Экспорт бензина из России стал предметом обсуждения в связи с ростом цен на топливо. Полный запрет на вывоз горючего вызвал разногласия в обществе и среди политиков. Некоторые эксперты высказывают опасения относительно возможных негативных последствий для экономики страны. В то же время, правительство настаивает на необходимости принятия таких решений для стабилизации ситуации на рынке топлива.Важное решение о сохранении стабильности на внутреннем топливном рынке вызвало много вопросов и обсуждений. Уже в начале августа стало ясно, что цены на бензин достигли новых рекордных значений на Петербургской бирже. По данным торгов, 4 августа цена за тонну бензина АИ-95 приблизилась к 78 тысячам рублей, а за АИ-92 — до 67,3 тысячи рублей. Эта тенденция сохранялась и 6 августа, несмотря на заявление Минэнерго о стабильности ситуации на рынке топлива. Каждый новый день в августе приносил новые отчеты о росте цен на горючее: 8, 11, 12, 15, 18, 19 и 20 числах. Все это вызывало обеспокоенность среди потребителей и экспертов, которые пытались понять причины такого динамики цен на топливо.В связи с резким повышением цен на бензин 21 августа на Петербургской бирже до почти 72,66 тысячи рублей за тонну, возникла необходимость понять причины такого роста. Некоторые российские чиновники, в частности руководитель приморского Минэнерго Елена Шиш, высказались о том, что дефицит бензина связан с поведением самих граждан. Она утверждает, что россияне создают "искусственный ажиотаж", заполняя не только баки своих автомобилей, но и различные емкости, что приводит к нехватке топлива. По мнению Шиш, граждане должны проявить большую сознательность и ограничить свое потребление бензина, чтобы преодолеть этот временный дефицит.Поддерживая диалог с производителями топлива и владельцами АЗС, зампред думского комитета по энергетике Юрий Станкевич выразил свое несогласие с выводами о текущей ситуации на рынке топлива. Он призвал региональные власти активно взаимодействовать с участниками этого процесса.Рассматривая вопросы ценообразования на топливном рынке, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов подчеркнул, что в России применяется гибридная система формирования цен. Он отметил, что розничные цены на топливо зависят от трех основных факторов, включая налоговую нагрузку, соглашения между правительством и нефтяными компаниями о стабилизации цен на уровне годовой инфляции, а также влияние оптовых цен на розничный сегмент.Необходимо учитывать, что ценообразование на рынке топлива является сложным и многогранным процессом, который включает в себя не только экономические, но и политические аспекты. Важно сохранять баланс интересов всех участников этой системы для обеспечения стабильности и прозрачности на рынке энергоносителей.Эксперт Фролов отметил, что биржевые котировки, на которые все смотрят с ужасом, оказывают косвенное влияние на оптовый сегмент, но не оказывают прямого воздействия на розницу. В розничном секторе кризиса не наблюдается, в то время как в оптовом секторе присутствует ценовой кризис, чья природа остается не до конца ясной. Фролов подчеркнул, что здесь могут сказываться факторы, не зависящие от объемов производства и предложения.Эксперт также отметил, что продажи 98-го и 100-го топлива приносят прибыль, а дизельное топливо даже продаётся с хорошим плюсом. Это свидетельствует о том, что несмотря на ценовые колебания на бирже, определенные сегменты рынка все же остаются стабильными и прибыльными.Начиная с середины августа и в течение сентября, некоторые независимые игроки в регионах могут прекратить продажу бензина марок Аи-92 и Аи-95, объясняя это проблемами в логистике. Это мнение высказал эксперт в области топливного рынка.По мнению Павла Севостьянова, доцента кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г. В. Плеханова, вероятность возникновения масштабного топливного кризиса в России крайне низкая. Он отмечает, что текущее напряжение обусловлено несколькими факторами, включая плановые ремонты, временно выводящие из оборота семь процентов мощностей, логистические трудности при транспортировке топлива и сезонный рост спроса в сельском хозяйстве.Эксперт также подчеркивает, что необходимо учитывать и другие аспекты, такие как изменения в мировых рыночных условиях и геополитические факторы, чтобы полноценно оценить ситуацию на российском рынке топлива.В апреле 2025 года мировой рынок нефти столкнулся с серьезными проблемами: до 9 миллионов баррелей в сутки оставались неиспользованными мощности НПЗ по всему миру. Это включало 2,5 миллиона баррелей в Северной Америке и более 3 миллионов в Азии, как отметил Севостьянов в интервью для «Ленты.ру». Однако, следует помнить, что российские трудности в этом контексте — это лишь часть общей картины глобального цикла нефтяной индустрии.Источник и фото - lenta.ru