Ученые раскрыли дело об убийстве 700-летней давности. Это история об аристократке и священнике, в которой есть секс, месть и ложь

Преступники, которых узнали свидетели, быстро скрылись, и дело было закрыто. Однако только спустя 700 лет исследователи из Кембриджского университета раскопали информацию о том, что заказчицей преступления была отлученная от церкви аристократка. Средневековый триллер, разгаданный благодаря настойчивости ученых, оказался полон загадок и интриг.
В тот день, 3 мая 1337 года, Джон Форд шел по улице Чипсайд в Лондоне в компании священника Хаскалфа Невилла. Их разговор прервался внезапно, когда они подошли к собору Святого Павла и стали объектом засады, устроенной неизвестными нападавшими.
Аристократка, отлученная от церкви, оказалась ключевой фигурой в этой трагической истории. Ее влияние и желание мести привели к тому, что священник был атакован на глазах у толпы, а расследование было прекращено под давлением ее влиятельных связей. Спустя века тайна была наконец раскрыта, благодаря упорству ученых и новым методам исследования.
Нападение на Джона перед собором было жестоким и беспощадным. Четверо мужчин атаковали его, не обращая внимания на множество свидетелей, и оставили его умирать в луже крови. Один из нападавших перерезал горло Форду, а двое других нанесли ему ножевые раны в живот.Коронер, начавший расследование этого трагического инцидента, быстро выявил личности троих нападавших. Оказалось, что одним из них был Хью Ловелл, брат дворянки Элы Фицпейн, а двое других - слуги их семьи. Все указывало на то, что аристократка могла быть причастна к этому ужасному преступлению.Однако, несмотря на все улики и свидетельства, ответственность за нападение на Джона так и не была доказана. И только спустя много лет, в 2025 году, сотрудники Института криминологии Кембриджского университета смогли раскрыть это дело и привлечь виновных к справедливости.В рамках проекта "Карты средневековых убийств" ученые изучали дело священника с перерезанным горлом, опираясь на архивы писем, судебные документы и отчет коронера. Их целью было не только классифицировать необычные преступления, совершенные в Средние века, но и воссоздать версию событий, которые привели к трагической гибели священника.Сотрудники Института криминологии обнаружили связь между делом Джона Форда и горячим нравом Элы Фицпейн. Профессор криминологии Мануэль Эйснер утверждает, что убийство было совершено по заказу влиятельной фигуры английской аристократии. Возможно, отношения священника и дворянки были запутанными, и мотивом преступления стало публичное унижение, пережитое Элой.Существует предположение, что священник и Эла Фицпейн были в запретных отношениях, что могло послужить толчком к трагическому развитию событий. Неясность в их связи и мотивах убийства добавляет загадочности этому историческому происшествию.В деревне, где находилось поместье Фицпейнов, началась роковая история этой пары. Джон, служивший настоятелем местной церкви, быстро завоевал доверие сэра Роберта Фицпейна и его жены. По версии Эйснера, священник стал участником преступных планов аристократки и попал в ее постель.В январе 1332 года между супругами произошел разлад, считают историки. В тот год архиепископ Кентерберийский Саймон Мепхэм направил письмо епископу Винчестерскому, в котором обвинил Элу Фицпейн в непристойных отношениях с различными мужчинами, включая рыцарей и священнослужителей.Эта история стала причиной скандала и разговоров в округе, вызвав интерес у местных жителей и церковных деятелей. Сплетни и утверждения о нравах супругов Фицпейн разносились по всей деревне, оставляя за собой множество вопросов и тайн.В связи с ее греховным поведением, Мепхэм принял решение запретить Эле носить драгоценности и обязал ее отдавать часть своих денег монашеским орденам и нуждающимся. Кроме того, он приговорил ее к унизительному шествию по Солсберийскому собору. Это было для нее настоящим испытанием.Однако, Фицпейн отказалась подчиниться указаниям архиепископа. В апреле 1332 года Мепхэм написал письмо епископу Винчестерскому, где обвинил женщину в том, что она, будучи под влиянием дьявола, не только отказалась принять наказание, но и бежала от своего мужа. В результате ее отлучили от церкви, что стало для нее тяжелым испытанием и вызвало многочисленные раздумья о смысле ее поступков и веры.В глубинах размышлений опороченной аристократки всплыл предатель. Она обнаружила, что архиепископ намекнул на Джона Форда как на ее предателя, перечитав тексты Мепхэма. В письме о любовниках лишь одно имя было упомянуто - имя Джона Форда. Но почему священник остался безнаказанным за нарушение церковных норм, связанных с замужней женщиной? Эла пришла к выводу, что Джон обменил информацию о ней на свою свободу у архиепископа.Сотрудники университета в Кембридже склонны поддержать догадки аристократки. Они полагают, что архиепископ оказал давление на Джона после инцидента в монастыре. Ученые считают, что Мепхэму не понравилось, как его священнослужитель проявил преданность "развратной" аристократке, демонстрируя предпочтение дворянству перед церковью.В центре внимания оказался архиепископ, стремившийся укоренить в аристократии строгие моральные принципы. Он не щадил средств, чтобы наказать тех, кого считал грешниками. И когда представилась возможность наказать Элу, он не упустил ее. Мепхэм заставил Джона раскрыть темные стороны жизни аристократки и разгласить их.Очевидно, Форд изначально пытался сохранить баланс между верностью семье Фицпейнов, которая поддерживала его, и подчинением епископам, обладавшим властью в церковной иерархии. Однако после разговора с Мепхэмом он принял сторону церкви.Важно отметить, что влияние архиепископа и его стремление к моральной чистоте оказали серьезное воздействие на решения персонажей и развитие сюжета.В 1333 году Эла потеряла своего главного врага Мепхэма. Ученые утверждают, что она терпеливо ждала четыре года, прежде чем отомстить предателю. В это время коронер и присяжные предпочли закрыть глаза на истинного инициатора нападения на Форда.Несмотря на явные улики против Фицпейнов, на судебных заседаниях приводились малоправдоподобные аргументы в их защиту. Например, утверждали, что брата Элы, Хью Ловелла, не стоит наказывать, поскольку у него не было ценных вещей для конфискации. Это свидетельствовало о преобладании классового правосудия в то время, подчеркнул Эйснер.Исследователи проекта «Карты средневековых убийств» обнаружили, что улица Чипсайд, где произошло нападение на Джона, имела дурную репутацию в те времена. Это было место, где сходились рынки, таверны, пивные и гильдии, создавая атмосферу торговли и развлечений. В то же время, это была зона частых стычек — от драк между ремесленниками до серьезных конфликтов между гильдиями. На Чипсайде также проводились публичные казни, добавляя в этот район ауру опасности и насилия.
Единственный обвинительный приговор в истории Джона Форда был вынесен в 1342 году, когда одного из слуг Фицпейнов, участвовавших в нападении на священника, отправили в тюрьму. Интересно, что сэр Роберт, несмотря на скандал, умудрился сохранить хорошие отношения с супругой до самой смерти. В 1354 году он скончался, и всё его имущество перешло владения Эле.
В центре событий стоят не только жестокость и преступления, но и взаимоотношения людей, их стремление сохранить связи даже в трудные времена. История Джона Форда и его окружения является отражением не только жестокости средневековой жизни, но и человеческой природы, способности прощать и оставаться верными друг другу в самых сложных обстоятельствах.
Эла Фицпейн, по мнению Эйснера, выбрала Чипсайд для покушения на священника с целью передачи духовенству послания: "Эла Фицпейн ничего не забывает и не прощает". Эйснер сделал выводы, связанные с этим преступлением, и опубликовал их в журнале Criminal Law Forum.
В своем исследовании профессор подчеркнул, что действия Элы имели глубокий символический смысл и были направлены не только на конкретного священника, но и на всю церковь в целом.
Эйснер также отметил, что подобные акты насилия могут нести в себе не только физическую угрозу, но и символическое послание, которое важно учитывать при разборе уголовных дел.
Источник и фото - lenta.ru