80 лет Великой Победе!

В России пересмотрели планы по строительству судов

По поручению президента Владимира Путина, данному более полутора лет назад, был пересмотрен и актуализирован перспективный план на период до 2035 года с расширенным горизонтом планирования до 2038 года. Об этом ссылаясь на информированные источники, сообщают «Ведомости».

Данный масштабный план предусматривает строительство в общей сложности 2062 судов различных типов и назначений, что отражает амбициозные цели по укреплению отечественного судостроительного комплекса и повышению конкурентоспособности на мировом рынке. На сегодняшний день уже заключены контракты на строительство 358 судов, из которых с начала текущего года и по конец декабря заказчикам было передано 71 судно. При этом заказы на 79 судов пока остаются неподтвержденными, а оставшиеся 1550 судов формируют перспективную потребность, которая будет уточняться и корректироваться в ходе реализации программы.

Реализация этого плана не только позволит обновить и расширить морской флот России, но и создаст дополнительные рабочие места, стимулирует развитие смежных отраслей промышленности и повысит технологический уровень судостроения. В долгосрочной перспективе обновленный план станет важным инструментом обеспечения национальной безопасности и экономического роста, а также укрепит позиции России как одного из ведущих игроков в сфере гражданского судостроения на международной арене.

Обеспечение судостроительных проектов финансированием остается значительной проблемой для отрасли. Из общего числа судов, необходимых для реализации планов, средства выделены лишь на треть — всего на 593 единицы. При общей стоимости всех судов, оцениваемой в 3,3 триллиона рублей, из федерального бюджета предусмотрено финансирование в размере 1,14 триллиона рублей. Дополнительно около 290 миллиардов рублей планируется привлечь через лизинговые программы, а оставшуюся сумму в 1,87 триллиона рублей должны покрыть сами компании-заказчики за счет собственных ресурсов.

Особое внимание уделяется потребностям в судах для перевозки коммерческих грузов по Северному морскому пути (СМП). Заказчиками заявлена потребность в 141 судне, однако текущий портфель заказов включает лишь 26 судов, из которых в настоящее время строятся только пять. Более того, по 35 судам заказчики отказались от ранее заявленных планов, что свидетельствует о нестабильности и неопределенности в реализации проектов.

Эти данные подчеркивают сложность и многогранность вопросов финансирования и планирования в судостроительной отрасли, особенно в условиях роста значимости Северного морского пути как транспортного коридора. Для успешного развития судостроения и обеспечения транспортной безопасности необходимо не только адекватное финансирование, но и четкое стратегическое планирование, а также поддержка инновационных технологий и эффективных лизинговых схем. Только комплексный подход позволит преодолеть существующие вызовы и обеспечить устойчивое развитие отрасли в долгосрочной перспективе.

Развитие судостроительной отрасли является ключевым элементом модернизации морского и речного флота, что напрямую влияет на эффективность транспортных и рыболовных операций в стране. В рамках программы инвестиционных квот, которая предполагает выдачу разрешений на добычу рыбы в обмен на вложения в обновление флота, запланировано строительство значительного количества судов. На первом этапе программы предусмотрено возведение 107 судов, а на втором — 34, однако на сегодняшний день построено лишь 48 судов. В целом, платежеспособный спрос по обоим этапам покрывает строительство 67 судов общей стоимостью 278 миллиардов рублей, что свидетельствует о наличии потенциала для дальнейшего развития отрасли.

Кроме того, программа охватывает строительство 111 грузовых судов класса «река — море» с общей стоимостью около 123 миллиардов рублей. Эти суда играют важную роль в обеспечении эффективных грузоперевозок, объединяя преимущества речного и морского транспорта. Значительная часть этих судов создается в рамках программ льготного лизинга, направленных на поддержку судостроителей и судовладельцев. Однако в декабре 2025 года правительство приняло решение сократить финансирование этих программ на период с 2023 по 2028 годы вдвое — до 134,85 миллиарда рублей, что может замедлить темпы обновления флота и повлиять на планы судостроительных компаний.

Таким образом, несмотря на существующие вызовы и сокращение финансирования, программа инвестиционных квот остается важным инструментом стимулирования обновления флота и развития судостроительной отрасли. Для достижения поставленных целей необходимо не только поддерживать платежеспособный спрос, но и искать дополнительные механизмы финансирования и государственной поддержки, чтобы обеспечить устойчивый рост и повышение конкурентоспособности отечественного судостроения на внутреннем и международном рынках.

В последние годы развитие судостроительной отрасли в России вызывает активные обсуждения среди экспертов и представителей бизнеса. Директор по развитию агентства Portnews Надежда Малышева выразила мнение, что планы по строительству свыше двух тысяч судов выглядят вполне достижимыми и реалистичными при условии правильной организации процессов и поддержки отрасли. Однако ключевой проблемой остается конкурентоспособность российских верфей на фоне мирового рынка, что существенно сдерживает рост и развитие судостроения в стране.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров подчеркивает, что себестоимость строительства судов в Китае оказывается в 2,5-3 раза ниже, чем в России, что создает серьезное ценовое преимущество для китайских верфей. Кроме того, китайские компании по-прежнему являются практически единственными поставщиками необходимых комплектующих, что усугубляет зависимость российских судостроителей. Из-за санкционных ограничений цены на эти комплектующие значительно превышают мировые уровни, что дополнительно увеличивает затраты российских предприятий. По мнению Бурмистрова, если отечественные заказчики начнут массово обращаться за строительством новых судов в КНР, это может привести к фактическому краху российского судостроения и потере важных производственных компетенций.

Для успешного развития отрасли необходимо не только поддерживать объемы строительства, но и предпринимать меры по повышению технологического уровня российских верфей, снижению зависимости от импортных комплектующих и созданию благоприятных условий для инвестиций и инноваций. В противном случае, несмотря на амбициозные планы, российское судостроение рискует остаться на обочине глобального рынка и потерять стратегическую значимость в морской индустрии. Таким образом, решение проблем конкурентоспособности становится первоочередной задачей для отраслевых компаний и государства в целом.

Современное состояние российского судостроения требует кардинального переосмысления и обновления подходов, что обусловлено быстрыми изменениями в технологической и стратегической сферах. Ранее Николай Патрушев, бывший председатель Морской коллегии России и помощник президента, подчеркнул, что научно-технический задел, накопленный в предыдущие годы, практически исчерпан. Это означает, что прежние разработки и технологии уже не отвечают современным требованиям и вызовам. Современные стандарты к созданию судов, их проектированию, применяемым материалам, а также задачам, стоящим перед военным и гражданским флотами, претерпели значительные изменения. В частности, возросла роль инноваций, цифровизации и экологической безопасности, что требует внедрения новых технологий и материалов. Для обеспечения конкурентоспособности и безопасности национального флота необходимо активное развитие научно-исследовательских программ и модернизация производственных мощностей. Таким образом, российское судостроение стоит на пороге новой эры, где традиционные методы уступают место передовым решениям и комплексному подходу к развитию морской отрасли.

Источник и фото - lenta.ru

Может быть интересно

В России пересмотрели планы по строительству судов
В условиях растущих вызовов и необходимости модернизации морского флота, правительство России приступило к обновлению стратегического плана развития гражданского судостроени...
23 декабря 2025
Пожилого насильника отправили в колонию на 12 лет в российском регионе
68-летний житель Саратова был приговорён к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима за надругательство над ребёнком.
23 декабря 2025
Женщина пожаловалась на изменившийся после 40 лет запах пота и получила совет
Секс-коуч Рич Юзвяк поделился советом для женщины, которая недовольна изменившимся после 40 лет запахом своего пота.
23 декабря 2025
Оксимирон отказался от частных выступлений
Рэпер Мирон Федоров, известный под сценическим именем Оксимирон (Oxxxymiron) и включённый Минюстом России в реестр иноагентов, отказывается выступать на частных меро...
23 декабря 2025
Российские бобслеисты пропустят Кубок мира
Российские бобслеисты и скелетонисты не смогут принять участие в Кубке мира из-за отсутствия рейтинговых очков.
23 декабря 2025
Линкор «Трамп» ВМС США получит лазеры и ядерные ракеты
Перспективные линкоры класса «Трамп», которые планируется построить для Военно-морских сил США, могут быть оснащены лазерным оружием и ядерными ракетами Sea-Launched Cruise ...
23 декабря 2025
Долиной предрекли скорое завершение карьеры
Продюсер Андрей Ковалев выразил мнение, что народная артистка России Лариса Долина может вскоре завершить свою карьеру из-за снижения интереса публики.
23 декабря 2025
В США указали на помощь Зеленского в сближении России и США
Твердая позиция украинского лидера Владимира Зеленского по вопросу территорий может способствовать сближению России и США.
23 декабря 2025