В России разминируют затонувшую 32 года назад советскую подлодку. Чем опасно ее нахождение на дне Карского моря?
В сентябре личный состав Центра "Лидер" МЧС России отправится в очередную экспедицию на научно-исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш», чтобы обследовать атомную подводную лодку К-27, затопленную в Карском море.
Это уже пятая такая миссия для МЧС.
Водолазы МЧС будут работать на глубине с помощью подводных беспилотников «Ровбилдер-600» и «Фалькон», оснащенных современным оборудованием, включая гамма-спектрометр НИЦ Курчатовский институт. Экспедиция представляет собой технически сложное и опасное предприятие, требующее высокой квалификации и мужества от участвующих спасателей.
Работы в суровых погодных условиях, снежные бури и низкие температуры воздуха и воды — все это лишь часть вызовов, с которыми столкнутся спасатели во время миссии. Однако их цель оправдывает все усилия: обследование подлодки К-27 позволит получить ценные данные для науки и истории подводной техники.
В рамках пятилетней кампании по подъему взрывоопасных предметов, глава МЧС Александр Куренков сообщил, что было обнаружено и извлечено почти 126 тысяч опасных объектов со дна водоемов. Это важное мероприятие направлено на обеспечение безопасности и защиту окружающей среды.Подводная лодка К-27 проекта 645ЖМТ, выведенная из состава Северного флота СССР в 1980 году, стала объектом серьезной экологической угрозы после затопления в Карском море. Ее глубина залегания в настоящее время составляет 31 метр. Авария реакторов РМ-1 с жидкометаллическим теплоносителем привела к облучению корабля и экипажа из 105 человек, вызвав острую лучевую болезнь.Этот случай подчеркивает важность эффективного управления ядерными объектами и необходимость постоянного мониторинга и обслуживания подводных сооружений. Работы по подъему и утилизации опасных объектов должны проводиться с соблюдением всех мер безопасности и экологических стандартов, чтобы минимизировать потенциальные угрозы для окружающей среды и человеческого здоровья.Спасение девятерых членов экипажа подлодки окончилось неудачей, их судьба осталась неизвестной. Еще в 2012 году появилась информация о том, что судно будет поднято на сушу и разрезано на части. Этот вопрос стал одним из ключевых в проекте стратегии развития Арктической зоны России.В настоящее время подлодка представляет серьезную радиационную угрозу для российской Арктики из-за наличия на её борту не выгруженных реакторов. В случае их повреждения в районе захоронения подлодки придется на долгий срок запретить рыболовный промысел, что негативно отразится на экономиках нескольких стран. В 2021 году потенциальные убытки для России и Норвегии были оценены в 120 миллионов долларов.
Эта ситуация подчеркивает важность принятия мер по обеспечению безопасности и экологической устойчивости в Арктике. Необходимо разработать комплексные планы по ликвидации радиационных и других угроз, связанных с потенциальными авариями на подводных объектах, чтобы предотвратить негативные последствия для окружающей среды и экономики региона.
Экологическая проблема радиоактивных отходов на дне морей Арктики становится все более острой. Организация Bellona Foundation обратила внимание на необходимость поднять затопленные подлодки с радиоактивными отходами, включая не только К-27 проекта 645ЖМТ, но и другие опасные объекты, такие как ядерный реактор АПЛ К-140 и атомный ледокол «Ленин». Это вызывает серьезные опасения среди защитников окружающей среды, поскольку на дне арктических морей остается более тысячи объектов, которые могут привести к радиоактивному загрязнению и угрожать экосистеме.Ситуация с радиоактивными отходами в Арктике требует немедленных действий со стороны международного сообщества. Необходимо разработать план по поднятию и безопасной утилизации подводных объектов, чтобы предотвратить потенциальные экологические катастрофы и защитить уязвимую арктическую природу.Подводные затопленные объекты с радиоактивными отходами в Арктике представляют не только угрозу для морской жизни, но и для людей, занимающихся рыболовством и другими видами промысла в этом регионе. Поднятие и утилизация этих объектов должны стать приоритетной задачей для стран, заинтересованных в сохранении экологического равновесия в Арктике.Советская подлодка К-27, построенная по проекту 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя, представляла собой уникальное техническое достижение своего времени. Этот корабль отличался от других атомных подводных лодок своей эпохи благодаря применению ЖМТ-реактора, что обеспечивало ему преимущества в скорости и маневренности.
Однако, помимо явных достоинств, работа атомной энергоустановки на подлодке К-27 сопровождалась серьезными проблемами. Одной из них было постоянное образование радиоактивного полония-210, что создавало угрозу отравления для членов экипажа.
Перед первыми испытаниями подлодки, экипаж под руководством капитана II ранга Ивана Гуляева прошел специальную подготовку в учебном центре ВМФ в Обнинске. Там был построен испытательный стенд 27/ВТ с реактором ЖМТ, который помог подготовить экипаж к особенностям работы на подлодке с использованием жидкого металла.
В июне 1963 года на атомной подводной лодке К-27 был поднят Военно-морской флаг СССР, и она отправилась в пятидневное плавание. Этот исторический момент стал началом новой эпохи в развитии подводного флота страны. Четыре месяца спустя, в результате усилий правительственной комиссии под предводительством вице-адмирала Георгия Холостякова, был подписан акт о включении "опытовой атомной ПЛ К-27 проекта 645" в строй.К-27 продолжала свой путь к славе и достижениям в апреле-июне 1964 года, совершив свой первый автономный поход. В этом плавании лодка установила рекорд длительности пребывания в подводном положении - 51 сутки. За выдающиеся заслуги в этом походе, командир К-27, капитан I ранга Иван Гуляев, был удостоен звания Героя Советского Союза. Награды также получили другие члены экипажа за свою отвагу и профессионализм в освоении новой техники.Эти события не только подчеркнули технические достижения советского подводного флота, но и выделились как символ мужества и отваги экипажей атомных подводных лодок в служении Родине.Источник и фото - lenta.ru