Живописный портрет Москвы: завершается выставка Ирины Митриковой «Москва — город цвета»

Этот проект, приуроченный ко Дню города, стал не только визуальной интерпретацией столицы, но и настоящей эмоциональной симфонией, в которой город предстает как живой, пульсирующий организм, рожденный из света, формы и цвета.
Художник Ирина Митрикова и куратор Галина Мерзликина создали живописный рассказ о столице, метафору культурной памяти и личного восприятия.
Дома, купола, башни, колонны, фасады, люди распадаются на тектонические плоскости и собираются заново в насыщенных композициях. Цвет здесь не подчинён предмету — он первичен, он строит пространство. То пульсирующий, то приглушённый, он создаёт ощущение движения, дыхания, напряжения — как если бы сам город стал живым организмом.
«Стиль Ирины Митриковой сочетает в себе декоративную силу формы и авангардную свободу композиции. Это живопись, где важен не только сюжет, но и состояние, перспектива и плотность. Всё пространство холста наполнено: нет пустот, нет пауз — как нет их и в большом городе, где каждый фрагмент связан с другим ритмически и чувственно», - рассказывает Галина Мерзликина.
Москва в этих работах — это не карта и не хроника. Это воспоминание, ощущение, музыкальная тема, где цвет — это голос, а форма — это движение. Ирина Митрикова говорит языком современного искусства, но в диалоге с историей, с традицией, с прошлым, которое становится живым именно через искусство.
Выставка предлагает зрителю по-новому взглянуть на Москву — как на город, рождающийся из цвета, света и внутреннего резонанса.
Центром экспозиции стала работа «Новая Москва» - визуальный гимн городу, исполненный в огненно-красной палитре, цвет пронизывает каждую деталь, от небес до земли. В центре композиции, словно возникая из самого сердца города, появляется образ Георгия Победоносца на стремительном красном коне. Он поражает дракона, воплощая собой силу, победу и защиту Москвы. Его фигура величественна и ярка, она вырывается из ткани города, сливаясь с его историей и духом. Красный конь, неустрашимо мчится, бросая за собой волны света и энергии, как и сама Москва: мы видим величественные высотки Сити, как мощные стальные башни, что становятся частью целой архитектурной симфонии, местами проступает синь неба, создавая ощущение живой, дышащей гигантской машины, готовой к новым вершинам и победам. Здесь же, как символ вечности и духовной силы, появляется Покровский собор. Его купола, остроконечные и разноцветные, горят яркими красными огнями, как огненные цветы, отражающие богатство и историческую мощь Москвы. Огненные оттенки взмывают в небо, соединяя земное и небесное, светское и святое. Большой театр, чьи колонны и изысканный фасад сливаются с мощью окружающего города. Его пространство наполнено не только архитектурной гармонией, но и ощущением вечной культурной мощи Москвы. Здесь искусство и жизнь сливаются в одну неукротимую волну, и сам театр ощущает каждое биение города, становясь частью этого величественного и огненного потока.
Всё это — как симфония времени и пространства, где Московские высотки и древние храмы переплетаются с образом Георгия Победоносца и культурной мощью города. В этих контрастах красного и золотого, света и тени, современной архитектуры и исторических памятников — Москва предстает в своём величии и огненной, вечной красоте.
Особого внимания заслуживает диптих, вдохновлённый Второй симфонией Рахманинова. В этом произведении композитор предстаёт как олицетворение самой Москвы — с её трагизмом и величием, звоном колоколов, глубиной православной традиции, культурной утончённостью и мощной эмоциональностью. Рахманинов здесь — московский романтик, в чьей музыке звучит голос города: утерянного, но неизменно живого.
Музыкальное сопровождение подготовил российский пианист-виртуоз и композитор Александр Климашевский — автор музыкальных портретов, в чьих произведениях звучат характер, внутренний мир и эмоциональный облик человека или города. Его музыка стремится передать не только внешние черты, но и глубокие психологические и чувственные слои образа.
Музыка становится продолжением живописи — её дыханием и интонацией.
Выставка продлится до 13 октября 2025 года, и у зрителей остаётся всего несколько дней, чтобы увидеть Москву по-новому, как эмоциональное пространство, как цветовую симфонию, как личное воспоминание, вписанное в городскую ткань.
В экспозиции представлено двадцать живописных полотен, каждое из которых - художественное прочтение города — подлинное, выразительное, наполненное внутренним светом.
Выставка работает до 13 октября 2025 года
Адрес: Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Москва, Нижняя Радищевская, 2
Вход свободный в часы работы музея.
Организатор: Центр международного и культурно-делового сотрудничества «Культура для жизни».